ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЁТЫ

Между двумя лиманами уютно примостился аэродром «Гидропорт». Рёв моторов заставляет ежесекундно закидывать голову. До Валерия Наливайко дозвониться невозможно. Он в небе. Ждём.

 

«А вот и Наливайко!», — охранник указывает на самолётик, издали похожий на кукурузник. Машина, окрашенная в цвета государственного флага, неспешно и уверенно садится. Движением, отработанным годами, из кабины спрыгивает Валерий Валентинович.

— У меня есть минут 20 перед следующим полётом. Хватит?

Мы проходим в гостиную аэроклуба. Шумит чайник. На круглом столе под стеклом — подробная карта местности. На пилоте фирменная голубая футболка с самолётиком на груди, под которым латиницей вышито: aerobatics. Так во всём мире называется самолётный спорт.

Несмотря на 32 года «воздушного» стажа и полторы тысячи часов, проведённых в небе, Валерий Валентинович скромно заявляет, что аэробатикой занимается непрофессионально. Полёты для мастера спорта Украины и президента Федерации самолётного спорта Одесской области — всего лишь хобби, по его словам.

«В аэроклуб я пришёл в 15 лет. Меня всегда интересовала авиация. У меня дома много книг на эту тему, я всегда увлекался небом. И как только достиг того возраста, когда можно летать, пришёл сюда. Для меня это было само собой разумеющимся, — говорит Наливайко. — Не знаю, откуда во мне эта страсть. Сложно сказать, что кто-то или что-то на меня повлияло. Да, у отца был приятель, он тоже раньше жил в Крыжановке, он летал. Я помню, как он приземлялся и все на него глазели. Воспоминание осталось яркое, но не думаю, что его пример стал для меня определяющим».

В «Гидропорт» Валерий пришёл уже подготовленным. Теории, вычитанной в книгах, оказалось более чем достаточно. Поэтому в том же 1985-м он совершил свой первый самостоятельный вылет на «Як-52».

«Эмоции от первого полёта вряд ли сейчас уже удастся передать, многое стёрлось из памяти. Помню, что был такой бешеный детский восторг, когда вот что-то щемит над диафрагмой, её подпирает и не хватает воздуха… — вспоминая первый полёт, наш собеседник начинает эмоционально жестикулировать. — Даже пусть ты в кабине с инструктором — всё равно ощущение, что ты один на один с самолётом, с небом… Да, это действительно восторг, ведь теория теорией, но когда ты понимаешь, что прошёл этот курс и теперь способен управлять такой машиной, — это нереально!».

В аэроклубе сразу оценили новичка. Все поняли: в «Гидропорт» пришёл по-настоящему одарённый лётчик, — и было жаль с ним расставаться, когда, окончив школу, Наливайко поступил в Оренбургское высшее военное авиационное училище. Но окончить вуз так и не удалось: Советский Союз распался, и по техническим причинам о военной авиации пришлось забыть. А о гражданской он тогда даже не думал.

«Был, наверное, такой юношеский максимализм: только так и никак больше! Только экстрим, только военка. Я, конечно, не хочу ни в коем случае обидеть лётчиков гражданской или даже истребительной авиации, а также пилотов больших самолётов, но сегодня эти машины настолько напичканы техникой, что лётчик просто превращается в оператора, обслуживающего компьютер. А хотелось чего-то настоящего».

hero_02

В итоге Валерий Валентинович стал предпринимателем, а мальчишеская мечта превратилась в хобби и осталась спортом, а не работой. Валерий Наливайко — член правления Федерации самолётного спорта Украины, президент Федерации самолётного спорта Одесской области, член сборной команды Украины по самолётному спорту, мастер спорта Украины по самолётному спорту, Чемпион Украины 2000 года в личном зачёте и несколько раз — в командном. Он освоил самолёты «Як-52», «Як-55», «Як-50», «Як-18т», «Су-29» и несколько типов «мелколетающей» авиации. Своим наивысшим достижением Наливайко считает призовое 3-е место на Чемпионате мира. Соревнования проходили в этом году в Польше в городе Радом, и на них пилот из Крыжановки завоевал бронзу.

«Самолётный спорт — как фигурное катание. Очень субъективный спорт. Вот, допустим, тяжелоатлет жмёт 200 кг — и все видят однозначно, взял он их или не взял. А в аэробатике всё иначе. В воздушном кубике километр на километр на километр пилот должен выполнить определённый комплекс. Тут и начинается, как на льду: одному судье показалось, что ты сделал правильно, другому — что неправильно, третий просто тебя не любит, а у четвёртого есть своя страна, спортсменам которой нужно поставить правильные оценки. — признаётся лётчик. — Аэробатика — не самый объективный вид спорта и большой труд, удовольствие от которого объяснить достаточно сложно. Это сродни марафону: бегун не объяснит, в чём удовольствие бежать 40 км. Так же и здесь. Ты выходишь из самолёта красный, потный. И удовольствие испытываешь, пожалуй, только от того, что справился. Ведь во время комплекса ты и красоты земли не видишь. Вся эта романтика «прекрасного вида земли с высоты птичьего полёта» длится только полторы минуты, пока ты поднимаешься, и полторы минуты, когда садишься».

Самолётный спорт — зрелище эффектное, но молодёжи в нём всё меньше и меньше, признаёт Валерий Валентинович. В Украине не так много тех, кто занимается аэробатикой. Спортсменов буквально можно пересчитать по пальцам; треть, кстати, из Одесской области. И держатся они на голом энтузиазме.

«Как бы ни банально звучало, но чтобы хорошо летать — надо много летать. Должна быть материальная база. Но сегодня, к сожалению, самолётный спорт Украине не нужен. Государство никак не развивает аэробатику. Одна надежда на, скажем так, спонсоров, — владельцев частных самолётов, которые приходят к нам в аэроклуб. У нас, так сказать, бартер: мы их тренируем, передаём свой опыт, а они нам позволяют тренироваться на своих машинах. Это единственный путь как-то развиваться, совершенствоваться. Не бывает мало полётов. Всегда нужно упражняться, осваивать новые комплексы, отрабатывать уже полученные навыки. Рисунок в небе не появляется сам по себе. Это опыт, профессионализм», — говорит Валерий Валентинович.

Тренировочный полёт длится всего 15 минут. Если сложить время этих тренировок, то за всю жизнь Валерий Наливайко провёл в небе без сна и перерывов два месяца. Два месяца перегрузок, усилий воли и возможности аварийных ситуаций. Их, кстати, за всю карьеру у Валерия не случалось. Ему ни разу не приходилось катапультироваться. Но всё равно родные за него переживают ровно в той же степени, что и гордятся. У Чемпиона Украины по самолётному спорту двое детей. Валерий Наливайко счастливо женат. Ведь даже того, у кого «первым делом самолёты», должен кто-то ждать на земле.

Новости по теме

Добавить комментарий