Антон Семёнович Макаренко

Макаренко создал оригинальное и значимое направление в воспитании — «педагогику отношений», которая была направлена на преодоление отчуждения людей друг от друга, личности от общества, труда и культуры. Он разработал новаторскую и целостную теорию воспитания в коллективе и через коллектив на основе единства свободы и ответственности, прав и обязанностей личности как необходимого условия её свободного развития. Подчёркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности, воспитательного воздействия на неё через коллектив. Макаренко создал методику целесообразного, в зависимости от конкретных условий, организационного строения коллектива воспитанников, взаимоотношений личности и коллектива, самоуправления, формирования общественного мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перед ним системы перспективных линий, укрепления и развития традиций.

 

Антон Макаренко, выдающийся педагог, родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Харьковской губернии, ныне районный центр Сумской области.

Отец, Семён Григорьевич, сын рабочего из Харькова, работал старшим маляром Белопольского железнодорожного депо Харьковской железной дороги. Мать, Татьяна Михайловна, урожденная Дергачева, была дочерью николаевского солдата.

В 1895 году семилетнего Антона отдали в двухклассное начальное училище. Через шесть лет семья Макаренко переезжает в город Крюков. Антон стал учеником Кременчугского четырехклассного городского училища, которое закончил на «отлично» в 1904 году.

В 16 лет Макаренко становится слушателем одногодичных педагогических курсов при Кременчугском городском училище, имевших целью подготовку преподавателей начальной школы. По окончании курсов он получил свидетельство, дававшее право преподавать в начальной школе, и приступил к работе в Крюковском двухклассном железнодорожном училище в качестве учителя русского языка, рисования и черчения.

1 сентября 1911 года, по распоряжению инспектора народных училищ Херсонской губернии, Макаренко был переведен в железнодорожное училище на станции Долинская. Антон Семенович стал воспитателем в ученическом общежитии. Через год Макаренко поступает в учительский институт в Полтаве и июле 1917 года заканчивает его с золотой медалью. Работает до 1917 года в Полтавском Высшем начальном училище. В 1918 году Антон Семёнович вернулся в Крюковское железнодорожное училище, преобразованное в Высшее начальное училище. Он стал руководителем педагогического коллектива, ответственным за воспитание детей. В качестве директора училища Антон Семенович проработал там до осени 1919 года.

В сентябре 1920 года, в 32 года, Макаренко принимает предложение Полтавского отдела народного образования организовать и возглавить колонию для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей. Уже в 1921 году Макаренко ставит вопрос о присвоении колонии имени М. Горького.

В 1923 г. в Полтавской газете «Голос труда» появилась статья Макаренко «Колония имени Горького», а во второй книжке полтавского журнала «Новыми стежками» («Новыми тропами») — статья «Опыт образовательной работы в Полтавской трудовой колонии имени М. Горького». В 1924 году колония переехала в восстановленную усадьбу Трепке на берегах Коломака. Через год здесь уже было 140 воспитанников: 130 мальчиков и 10 девочек.

9 мая 1926 года Антон Семёнович вместе с 4 воспитателями и 11 воспитанниками выехал на новое место работы — в Куряж, в колонию им. Горького. Летом 1927 года Макаренко начал работать во вновь организованной Харьковской трудовой коммуне им. Ф.Э. Дзержинского. В ноябре он был назначен начальником коммуны. Ядром коллектива коммунаров стали 60 воспитанников колонии, направленных в коммуну еще в 1927 году. Позднее, после ухода Макаренко из Куряжа, к ним присоединились ещё около 100 горьковцев. Коммунары работали в деревообделочной мастерской и в кузнице, и через год перешли на полную самоокупаемость. В мае 1931 года состоялась закладка нового завода электроинструментов. 28 декабря 1932 года страна получила первую серию фотоаппаратов марки «ФЭД», сделанную руками дзержинцев.

В 1933-35 годах выходит в свет «Педагогическая поэма» Макаренко.

В его жизни была ещё одна колония — в Броварах. В должности помощника начальника отдела трудовых коммун Народного комиссариата внутренних дел УССР он взял на себя руководство колонией с очень запущенной дисциплиной, и навёл порядок. Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками Антон Семёнович придерживался принципа: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

В 1937 году Макаренко переезжает в Москву. В этом же году выходит книга «Книга для родителей», а в 1938 году — книга «Флаги на башне».

Антон Семенович Макаренко скоропостижно скончался 1 апреля 1939 года. В наследство нам остались его книги и вся педагогическая система, которая оказала влияние на всю отечественную и мировую педагогику. Свидетельством международного признания наследия А.С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО в 1988 году, касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

Новости по теме

Добавить комментарий