Беркос Михаил Андреевич

«Мир, который передает Беркос, сверкает потоком солнца, света и цвета. Он пишет свои картины быстро, легко, свободно.» Ольга Денисенко, искусствовед

Украинский художник-пейзажист, педагог родился 3 сентября 1861 в Одессе, по национальности Беркос Михаил Андреевич — грек. Он учился в Одесской школе рисования, которую окончил в 1877 г., и в Академии художеств Санкт-Петербурга в классе живописи под руководством М. К. Клодта и В. Д. Орловского в 1878-1889 годах. Ещё студентом старших курсов Беркос становится заметной фигурой, принимает участие в выставках-конкурсах художественных произведений. Он награжден малыми и большими серебряными медалями (1884-1886 гг), золотой медалью за картину «Вид на один из старейших парков Санкт-Петербурга» (1887 г.), большой золотой — за полотно «Пейзаж. Лес на болоте». В то время он подружился с будущими художниками из Слобожанщины: Сергеем Васильковским, Михаилом Ткаченко, Константином Крыжицкого, Михаилом Самокиша. Во время каникул вместе с товарищами приезжает в Харьков, рисует пейзажи, в частности этюд «Полные маки» (1885 г.). Окончил академию со званием классного художника первой степени и правом на четырехлетнее заграничное путешествие за казённый счет. Путешествуя по Европе, Михаил Андреевич изучал живописные сокровища музеев Франции, Германии, Испании, Италии, Швейцарии. Много писал, совершенствовался в технике рисования, испытал влияние пленэрной живописи (как метода художественного воспроизведения окружающего мира непосредственно на свободном пространстве с применением цветных и световых достижений импрессионизма). После окончания пенсионерского срока М.А. Беркос некоторое время жил в Санкт-Петербурге, представлял свои картины на выставках обществ художников.

Со второй половины 1890-х годов он работает и живёт со своей семьей (женой и двумя детьми) в усадьбе в Малой Даниловке под Харьковом. Находясь в этом живописном поселке, художник пишет этюды, некоторые из них сохранились до сих пор: «Пейзаж с церковью» (1897 г.), «Парники» (1895 г.). Помимо живописи занимается педагогической деятельностью. С 1904 г. преподает в Харьковской городской школе рисования и живописи. В 1912 г. его избирают первым директором Харьковского художественного училища. В деле развития украинской культуры участвует в работе комиссии Харьковского художественно-промышленного музея, предоставляет немалую помощь в формировании его художественного отдела. В начале 1900-х годов Н.А. Беркос становится активным членом архитектурно-художественного отдела, основанного Харьковского литературно-художественного кружка, принимает участие в росписи его помещений. В этот период (примерно в 1907 г.) харьковским художникам, в том числе Беркос, предложено оформить в национальном стиле интерьеры дома Полтавского земства. Как председатель Общества харьковских художников (с 1906 г.) и член литературно-художественного кружка М. А. Беркос проводит большую работу по популяризации украинской живописи, пейзажной, историко-краеведческой картины, организации выставок художественных произведений.

Произведения М.А. Беркоса регулярно представлялись на выставках-конкурсах и выставках-продажах Академии художеств, Санкт-Петербургского общества художников, обществ российских акварелистов, южнорусских художников, харьковских художников, Всемирной выставке в Париже и др. Прижизненные персональные выставки художника была организована в 1906, 1908 годах Харьковским художественно-промышленным музеем, в 1911 — прошла выставка картин С. Васильковского и М. Беркоса в Киеве. На выставке «Выдающиеся мастера украинского пейзажа» (1990 г.) представлено 28 живописных и 3 графические работы из фондов музея и частных коллекций.

Почти все творческое наследие (350 полотен, этюдов) Михаила Андреевича, хранившийся у него дома, утрачено после его смерти. Но и то наследие, оставшееся в музейных фондах Харькова, Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Ставрополя, Алупки, Северной Осетии, Германии, Франции, Швейцарии свидетельствует о величии его таланта и вдохновения, воплощенное в живописных картинах художника.
Основной темой искусства художника на протяжении всего его творческого пути был украинский пейзаж, специфические особенности природы, характер растительности.

Беркос любил писать пору буйного цветения. Сельские улочки с белыми домами и пышными деревьями, цветущие поля льна и гречихи — любимые мотивы мастера: полотна «Лен цветет» (1893 г.), «Гречиха цветет» (1894 г.), «Июль. Маки расцветают» (1913 г.), «Яблоня цветет» (1919 г.) и др. Его этюды «Полные маки» (1885 г.), «Долина», «Лен» (1893 г.) отмечены завершенностью, продуманностью композиции, свежестью колорита, особой изысканностью. Беркос — певец «усадебной» культуры — белых домов с колоннами, в окружении клумб с пышными цветами, заросшего старого сада, парников с голубовато-сизой капустой и др.: «Летний день. Во дворе», «Сирень цветет».

Умер Н.А. Беркос 20 декабря 1919 в Харькове, оставив нам произведения высокой живописной культуры. Творчество художника положительно была оценена его современниками, в том числе художниками харьковской школы, общественностью Харькова, лично историком и общественным деятелем Д.И. Багалием.

(Источник: сайт Харьковской научной библиотеки)

 

Новости по теме

Добавить комментарий