МИХАИЛ МИНКУС — ЗОДЧИЙ НОВОЙ ЭПОХИ

25 октября 1905 года в Одессе родился Михаил Адольфович Минкус – выдающийся советский архитектор, скульптор-монументалист, график, историк «музыки в камне». Он вошёл в историю советской архитектуры как автор многих известных грандиозных проектов и сооружений эпохи социалистического строительства. Как чрезвычайно одаренный от природы и талантливый человек, он прошел путь, который неоднократно повторяли многие отмеченные Богом, одесситы, выдающиеся писатели и художники, музыканты и артисты – переезд и учеба в Ленинграде, с последующим переездом и работой в Москве и с заслуженным всесоюзным и международным его признанием. А начиналось всё, как и у многих, – в Одессе.

Минкус всегда считал, что одесский период оставил в его дальнейшем образовании и жизни глубокий след, так как именно в эти годы были заложены основы его понимания архитектуры как искусства, а также мастерства и профессионализма.

Будущий зодчий родился в семье известного архитектора Адольфа Борисовича Минкуса, много строившего в Одессе, Киеве, Харькове, Николаеве, Херсоне, участвовавшего в различных престижных творческих конкурсах. По его проектам возводились Азовско-Донской коммерческий банк на Ришельевской, трамвайное депо на Водопроводной улице и знаменитая трамвайная станция на Греческой площади, наконец, консервный институт (ныне Академия холода) на Дворянской, в котором впоследствии преподавал старший сын Борис – академик, профессор, крупный ученый в области холодильной техники. В архитектурной мастерской мэтра строительного искусства шла интенсивная творческая работа. Едва начав ходить, Миша старался пробраться в мастерскую. Наблюдал за работой отца, рассматривал архитектурные альбомы, книги, впитывая всё то, что видел и слышал кругом. Эта атмосфера, царившая дома, вскоре дала обильные плодотворные всходы. Рано и быстро овладев основными архитектурными навыками, уже в 15-16 лет Миша мог не только помогать отцу, но даже часто критиковал его, и жаркие споры возникали, в особенности, в совместных работах. В детстве Миша получил хорошее домашнее образование. Его с ранних лет отличали сила воли, твёрдость характера, исключительное трудолюбие, внутренняя дисциплина.

Сильное воздействие на юного Минкуса оказала архитектура Одессы, улицы и площади которой стали для него первым музеем зодчества и ваяния, пленившего своей ясностью и величественностью русского ампира. В 1915 году Миша поступил в 1-е Реальное училище, где проучился четыре года, до его закрытия. Среднее образование он получил в Стройпрофшколе в 1923 году. С поступлением в Одесский институт изобразительных искусств Михаил стал системно изучать архитектуру старой Одессы. Одним из его постоянных увлечений того периода была зарисовка одесских пейзажей – старых двориков, зданий, живописных уголков.

Минкус торопился обмерить и зафиксировать на бумаге как можно больше художественно ценных сооружений. Среди них такие замечательные образцы одесского ампира как Старая биржа, 5-я оборонительная казарма по Пишоновской улице, ансамбль Старого базара. Он даже выполнил проекты реконструкции наиболее ценных объектов. Некоторые их них действительно были осуществлены в дальнейшем. Это касается, в первую очередь, ансамбля Приморского бульвара, включающего в себя комплекс Воронцовского дворца, Бульварную лестницу (ныне – Потёмкинская) и здание Старой биржи (нынешняя мэрия), а также стены бывшего Карантина в Александровском парке (ныне – парк им. Шевченко).

Наиболее значительна в то время его работа по обмеру и зарисовкам на 40 листах ансамбля Старого базара (1922 г.). Первый самостоятельный проект Михаила, осуществлённый в 1923-24 годах – подпорная стена с воротами под Воронцовским дворцом, решённая в стиле классицизма. Другие объекты, обмеренные и зарисованные молодым архитектором, претерпев значительные изменения при неоднократных перестройках и реконструкциях, также дожили до наших дней. Это здания Александровского и Бульварного полицейских участков, некоторые жилые дома. Торговые ряды на Греческой площади и рыбные ряды на Ново-Рыбной улице, лавки на Привозной площади, ворота Старого Христианского кладбища и памятники на нём, а также памятники на Старом Еврейском кладбище сохранились до сегодняшнего дня только в рисунках и обмерах М. Минкуса.

С 1925 года дальнейшие учёба и работа Минкуса были связаны сначала с Ленинградом, где он закончил архитектурный факультет Академии художеств, а с 1930 года – с Москвой. Первой работой после переезда в Москву был проект «театра массового музыкального действа» в Харькове, в те годы – столице Украины. Тогда этот проект был смелым экспериментом в создании новых архитектурных форм и композиций, но и сейчас он воспринимается с интересом.

С первых дней Великой Отечественной войны Минкус был мобилизован и направлен на курсы усовершенствования командного состава при Военно-инженерной академии им. В.В.Куйбышева, после окончания которых получил направление в часть. Сначала он работал на строительстве оборонительных рубежей к северо-востоку от Москвы, затем – в западном направлении.

В 1946 году ему был поручен проект сооружения первого высотного административного здания в стране (27 этажей) – Министерства иностранных дел СССР.  Нужно было решить множество сложных задач: включение в композицию связи с существующими на участке сооружениями, масштаб и силуэт здания. За этот проект Минкус получил Государственную премию СССР 1-й степени.

В расцвете сил, 31 августа 1963 года, Минкус ушёл из жизни. Внезапная смерть настигла его в городе Турку во время поездки группы советских архитекторов по Финляндии. Он похоронен на Новодевичьем кладбище. Творческое наследие Михаила Минкуса – рисунки, акварели, обмеры, фотоснимки архитектурных объектов старой Одессы, которые могут служить ценнейшим материалом для изучения или воссоздания историко-архитектурных памятников – хранится в Одесском историко-краеведческом музее, в Государственном музее архитектуры имени Щусева в Москве, других собраниях и ждёт своих заинтересованных и благодарных исследователей.

По материалам: http://www.odessitka.net/content/view/440/138/

 

Новости по теме

Добавить комментарий