Олег Константинович Антонов — известный авиаконструктор, академик АН СССР и АН Украины, депутат, профессор, Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Ленинской (1962) и Государственной (1952) премий.

Под руководством Антонова создан ряд самолетов, в том числе — Ан-124 («Руслан»). На самолетах, разработанных под непосредственным руководством О.К. Антонова, было установлено 244 мировых авиационных рекорда.

Олег Константинович Антонов родился 7 февраля 1906 года в селе Троицы Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии. Его прадед Дмитрий Антонов был декабристом, близким к Кондратию Федоровичу Рылееву и поэту Волкову, а дед Константин Антонов был связан с передовыми художниками своего времени.

С 1912 года мальчик жил в Саратове. Учился в Саратовском реальном училище, в котором окончил два класса, и средней школе. С юных лет увлекался авиацией, занимался в школьном кружке. Продолжая заниматься любимым делом и мечтая стать конструктором, он работал ответственным секретарем планерной секции. Сконструировал и построил учебные планеры ОКА-1 «Голубь» и ОКА-2.

В 1925 году Антонов поступил на отделение гидроавиации корабельного факультета Ленинградского политехнического института, где стал секретарем технического комитета планерной секции Ленинградского аэроклуба. Здесь он сконструировал и построил учебные планеры ОКА-3 и «Стандарт». После окончания института Антонов работал инженером, а с января 1931 года — главным конструктором Московского планерного завода. В 1932–1938 годах — главным конструктором Тушинского планерного завода. В этой должности сконструировал несколько планеров-парителей, учебные планеры, экспериментальный мотопланер ЛЕМ-2.

С 1938 года работал в КБ им. А.С. Яковлева. Здесь под его непосредственным руководством был разработан пассажирский самолет Я-19. Сегодня это АНТК — научно-технический комплекс, начальные буквы названия которого начертаны на десятках тысяч машин, ныне летающих над всеми континентами.

В 1940–1941 годах Олег Константинович был главным конструктором авиазавода № 23 в Ленинграде. Построил самолет связи ОКА-38 (копия немецкого самолета Физелер Fi-156 «Шторх»). Весной 1941 года назначен главным конструктором авиационного завода в городе Каунас (в Литве), где должен был наладить серийный выпуск самолета ОКА-38. Работа над внедрением самолета в серию была прервана начавшейся Великой Отечественной войной. В начале войны Антонов разработал ряд десантных планеров. С июля 1941-го Антонов — главный конструктор планерного авиазавода в Москве. Сконструировал и построил десантный планер А-7, который широко использовался для снабжения партизан, за что О.К. Антонов был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.

В 1942 году был испытан созданный им планер для переброски легкого танка Т-60. Антонов в качестве заместителя главного конструктора ОКБ А.С. Яковлева участвовал в модернизации истребителей Як-7, Як-9 и Як-3.

После войны Антонов стал главным конструктором опытно-конструкторского бюро по гражданским и транспортным самолетам в Новосибирске. В эти годы он сконструировал самолеты Ан-2, Ан-6, планер-паритель А-9, двухместный планер-паритель А-10. Многоцелевой самолет Ан-2, совершивший первый полет в 1947 году, стал лучшим в мире бипланом и летает до сих пор.

Летом 1952 года ОКБ О.К. Антонова было переведено в Киев и получило наименование ОКБ-473 (в 1965–1966 годах — опытный завод № 473, с апреля 1966 года — Киевский механический завод, в настоящее время — АНТК имени О.К. Антонова). В 1962 году Олег Константинович был назначен генеральным конструктором ОКБ. За годы его руководства в ОКБ были сконструированы и построены транспортные самолеты Ан-8, Ан-12, Ан-22 «Антей», Ан-26 и Ан-32; пассажирские самолеты Ан-10, Ан-14 «Пчелка» и Ан-24; реактивные транспортные самолеты Ан-72 и Ан-124 «Руслан»; многоцелевые самолеты Ан-3 и Ан-28; планеры А-11, А-13 и А-15.

Самолет Ан-22 «Антей» до сих пор является самым грузоподъемным в мире турбовинтовым самолетом (поднимает до 100 тонн груза), а самолет Ан-124 «Руслан» являлся для своего времени самым грузоподъемным реактивным самолетом (поднимает до 170 тонн груза). На самолетах, разработанных под непосредственным руководством О.К. Антонова, было установлено 244 мировых авиационных рекорда.

Среди преимуществ самолетов ОКБ О.К. Антонова профессионалы признают возможность взлета с малых аэродромов, способность перевозить крупногабаритную тяжелую технику, высокую маневренность, относительную дешевизну и экономичность.

В 1964 году создан воздушный гигант конструкции Антонова — Ан-22, известный также под названием «Антей». На этом самолете 26 октября 1967 года было установлено 15 мировых рекордов. Более поздние образцы — транспортировщик боевой техники «Руслан» (Ан-124) и уникальный грузовик космических систем «Мрiя» (Ан-225).

В 1952 году Олег Константинович Антонов стал лауреатом Государственной премии СССР, а в 1962 году — Ленинской премии. Награжден двумя орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени и медалями. В 1966 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а в 1968 году Антонов стал доктором технических наук, академиком АН УССР.

Одновременно с конструкторской работой с 1977 года был заведующим кафедрой конструкций самолетов Харьковского авиационного института. За 60 лет непрерывной работы Олег Антонов написал 200 научных трудов, 4 книги, ему принадлежат 72 авторских свидетельства на изобретения, десятки журнальных и научных статей.

7 февраля 1991 года, в день 85-летия выдающегося авиаконструктора, на доме по улице Огарева в Киеве, где Олег Антонов прожил 27 лет, была установлена мемориальная доска.

Recent Posts

Комментарии к публикации