Василий Василько

Василий Степанович Василько — выдающийся украинский театральный деятель XX века, актёр, режиссёр, драматург, историк и теоретик сценического искусства, театральный педагог. Значительная часть жизни Василия Степановича Василько связана с Одесским украинским театром. 14 лет художественного руководства коллективом, 33 спектакля, которые составляют «золотой фонд» театра… Василько ставил спектакли по произведениям мировой и украинской классики, по современным пьесам, как отечественным, так и зарубежным.

 

Василий Степанович Василько (настоящая фамилия — Миляев) родился 7 апреля 1893 года в селе Бурты нынешнего Шполянского района Черкасской области в семье Степана Платоновича Миляева, в то время главного бухгалтера в имении помещика Ханенко. Почему Василий Миляев выбрал впоследствии театральную стезю? Может быть, к этому подтолкнула парня мама — Мария Павловна Рудкевич, которая так ярко, образно, эмоционально читала сказки. Отец тоже любил после обеда читать детям вслух. Особенно удавалось ему чтение юмористических произведений. В доме Миляева была прекрасная библиотека русской и украинской классики: произведения Т. Шевченко, И. Котляревского, Е. Гребинки, И. Нечуй-Левицкого, И. Карпенко-Карого. По вечерам мама играла на пианино, а отец на скрипке. Остались в памяти юного Василия народные праздники и обряды, знакомые с детства.

Первый настоящий театральный спектакль в театре шестилетний Вася увидел в «Чайном доме трезвости» в небольшом городке Вязовка на Черкасщине. Это была драма Марка Кропивницкого «Дай серцю волю, заведе в неволю». Но одним из крупнейших впечатлений юности для него, уже гимназиста, стала опера «Евгений Онегин», особенно сцены бала и дуэли. Знаком он был и с работами основателей украинского профессионального театра: Николая Садовского, Панаса Саксаганского, Марии Заньковецкой, Софии Тобилевич.

Страстный театрал, Василько попал в этот мир сначала в роли театрального фотографа. Его университеты начались у Николая Садовского. Василий наблюдал актёров за кулисами, на репетициях, во время спектаклей. Наблюдал и анализировал, как работают гримёры, художники-бутафоры, реквизиторы, люди других театральных профессий. Но его больше влекло актёрское дело. И вдруг ему доверили роль со словами в спектакле «Сватання на Гончарівці» по пьесе Г. Квитки-Основьяненко — роль второго свата Тимоша. Это было боевое крещение, которое открыло двери в новую жизнь.

Став студентом историко-филологического факультета Киевского университета, Василий продолжает учиться театральному делу. С 1917 года его жизнь связана с именем Леся Курбаса и его «Молодым театром». Революционные идеи, творческие принципы эстетики Курбаса вдохновили Василько.Работа в «Молодом театре», далее в Кийдрамте, затем в «Березоли» способствовала духовному росту личности, постижению волшебного мира театра.

В Одессу Василий Степанович Василько приехал 24 сентября 1926 года. 15 октября состоялось открытие второго сезона Одесской украинской Госдрамы. Маэстро встречал новый театральный год в качестве художественного руководителя театра. Он взял курс на современную драматургию: поставил «Конец Криворильска» Б. Ромашова, «Республику на колёсах» Я. Мамонтова, «Яблочный плен» И. Днепровского, «Мятеж» по роману Д. Фурманова. Вскоре обстоятельства заставили Василько уехать из Одессы. Когда руководство Одесской украинской Госдрамы, тогда уже Театра имени Октябрьской революции, готовясь отметить 125-ю годовщину со дня рождения Тараса Шевченко, пригласило Василия Степановича поставить пьесу С. Голованивского «Судьба Поэта», он, не раздумывая, принял приглашение. И вновь принял художественное руководство театром спустя 10 лет, потому что верил в этот коллектив, в его талант и творческий потенциал. Василько стремился поднять на новые высоты культуру режиссёрского и актёрского мастерства, сделать более разнообразным и интересным репертуар, убедить актёров в необходимости поиска яркой сценической формы.

В 1948 году Василия Степановича в третий раз приглашают в Одессу. Он вновь вдохнул жизнь в наш украинский театр. Его «Гайдамаки» поражали эпическим размахом. Последней режиссёрской работой Василия Степановича стала «Угрюм-река». Инсценировка известного романа В. Шишкова была сделана самим Василько. И в этом спектакле народные сцены были впечатляющими по своему масштабу.

Дом Василия Степановича был всегда открыт для актёров, музыкантов, художников. Теперь на этом доме по Софиевской, 10, висит мемориальная доска. Мастером была собрана уникальная театральная библиотека, тысячи документов по истории украинского театра. Вдова Василько Юлия Николаевна предлагала городским властям на базе их архива создать в Одессе театральный музей. Но, не получив согласия, передала весь архив и библиотеку в Киев, где и была создана музейная экспозиция.

Народный артист СССР Василий Василько ушел из жизни 18 марта 1972 года. Его похоронили в Одессе на Втором христианском кладбище. Плачущие театральные маски на памятнике стали образом скорби.

Имя Василия Степановича с 1993 года носит Одесский академический украинский музыкально- драматический театр, на здании которого также установлена мемориальная доска.

 

Новости по теме

Добавить комментарий