Объединение ОТГ. Развенчивание мифов

Начиная с 2016 года на слуху реформа децентрализации, объединение громад. В прошлых выпусках мы рассказывали о ситуации, которая возникла вокруг будущей Фонтанской ОТГ. После выхода материала в редакцию нашей газеты обратились жители сел Фонтанки, Крыжановки, Александровки и Новой Дофиновки. В связи с тем, что у людей возникло много вопросов по поводу объединения, наши журналисты решили пообщаться со специалистом и ответить на самые популярные из них. В качестве эксперта мы привлекли независимого юриста, адвоката Александра Муконина.

 

Обязательно ли объединяться согласно перспективному плану?

 

Нет, не обязательно. На сегодняшний день Законом Украины «О добровольном объединении территориальных громад» не предусмотрено обязательного условия объединения согласно перспективного плана, утвержденного Кабинетом Министров Украины. План, утверждённый Кабмином, не окончательный, не имеет обязательных указаний, поэтому носит рекомендательный характер. Аналогичную позицию принял так же Верховный Суд в своем решении от 18 октября 2019 года по делу №813/38/16.

Следует так же отметить следующее. Бытует мнение о том, что если объединиться не согласно перспективного плана, то будущая ОТГ не сможет получать помощи от государства.

Это мнение также ошибочное, а точнее, устаревшее. Так, 07 декабря 2017 года Верховная Рада внесла изменения в Бюджетный кодекс Украины. А именно: «слова «бюджети об’єднаних територіальних громад, що створюються згідно із законом та перспективним планом формування територій громад» в усіх відмінках і числах замінено словами «бюджети об’єднаних територіальних громад» у відповідному відмінку і числі».

Таким образом, раньше в тексте Кодекса действительно уточнялось, какие именно громады могут получать помощь от государства. Однако с конца 2017 года законодатель предусмотрел, что все возможные отчисления могут быть предоставлены любым ОТГ.

 

 

Когда Новая Дофиновка по закону должна была дать ответ об объединении с Фонтанкой и Крыжановкой?

 

Ответ должен был быть озвучен на следующей сессии после слушаний еще в 2015 году.

Так, ч. 2 ст. 6 Закона Украины «О добровольном объединении территориальных громад» предусматривает следующее: «2. Сільський, селищний, міський голова суміжної територіальної громади забезпечує вивчення пропозиції щодо добровільного об’єднання територіальних громад та її громадське обговорення, яке проводиться протягом 30 днів з дня надходження такої пропозиції. Після завершення громадського обговорення пропозиція подається до відповідної ради на наступну сесію для прийняття рішення про надання згоди на добровільне об’єднання територіальних громад та делегування представника (представників) до спільної робочої групи або про відмову в наданні згоди.»

Таким образом, законодатель предусмотрел, что после того, как громаде предложили объединиться, председатель такой громады организовывает слушания, по результатам которых сессия принимает решение.

При этом вопрос должен быть вынесен на следующую сессию, неотлагательно. Более того, на этой сессии у депутатов есть всего два варианта: первый – согласиться, второй – отказаться. Взять время подумать и отложить решение вопроса или проигнорировать – нельзя!

Такое требование законодатель предусмотрел не случайно. Объединение — это трудоемкий процесс, требующий расчетов и обширной работы, которой занимается рабочая группа. Если несознательные громады будут годами обдумывать приглашение объединиться, то такое объединение затянется и потеряет свою актуальность. Кроме того, если участники объединения видят неопределенность или недобрый умысел со стороны компаньона, они не могут ждать его отказ годами, а должны иметь возможность обратиться к более рассудительным соседям.

Аналогичную позицию разъяснил Центральный офис реформ при Минрегионе в своих методических рекомендациях.

А именно, указал следующее: «Відповідно до ч. 2 ст. 6 Закону України «Про добровільне об’єднання територіальних громад» після завершення громадського обговорення пропозиція подається до відповідної ради на наступну сесію для прийняття рішення про надання згоди на добровільне об’єднання територіальних громад та делегування представника (представників) до спільної робочої групи або про відмову в наданні згоди. При цьому рада обов’язково повинна розглянути це питання. Зволікання з розглядом є незаконним та створює невизначеність для інших громад, що мають намір об’єднатись.».

Учитывая всё выше изложенное, а также то, что субъекты объединения уже перешли на новый формат, который почти окончен, приходим к выводу, что на данном этапе действия Новодофиновского сельского совета незаконны, а значит процедура, начатая в 2015 году, не действительна, не может быть продолжена и/или закончена.

 

 

По какой процедуре сейчас быстрее всего можно провести объединение?

 

На сегодняшний день самой быстрой к успешному завершению является процедура объединения в формате Крыжановка – Фонтанка –Александровка.

Именно этот вариант законно доведен сторонами до заключительного этапа. Проведены все обязательные обсуждения, произведены все расчеты, учтены мнения жителей. По сути, осталось утвердить проект решения, составленный рабочей группой на сессии (в Крыжановке и Александровке это запланировано на 12 ноября) (ч. 2 ст. 7 Закона), получить заключение ОГА (ч. 3, 4 ст. 7 Закона) и на следующей же сессии принять финальное решение об объединении. И уже с этого момента, согласно ст. 8 Закона Украины «О добровольном объединении территориальных громад», громада будет считаться созданной.

На все это требуется ориентировочно 2-4 недели.

 

По какой процедуре можно потом присоединить Новую Дофиновку к ОТГ?

 

Процедура присоединения к уже созданной ОТГ определена разделом 2 Закона Украины «О добровольном объединении территориальных громад».

Если коротко, то порядок подобен с обычным объединением, но весьма упрощен. А именно, при присоединении проводятся всего одни общественные слушания в той, которая изъявила желание присоединиться к ОТГ. Дальше, если инициатива объединиться поддерживается жителями и депутатами, остается заявить о своем желании в ОТГ, где подготовят проект решения и также рассмотрят его на сессии. В случае положительного решения остается передать проект в ОГА, получить заключение и принять заключительное решение.

 

Когда будут выборы в ОТГ?

 

Согласно ч. 7 ст. 7 Закона Украины «О добровольном объединении территориальных громад», выборы назначаются Центральной избирательной комиссией. Часть 5 статьи 15 Закона Украины «О местных выборах», а также Порядок назначения первых выборов определяют, что выборы назначаются ЦВК не позднее чем за 70 дней до выборов.

Таким образом, все решает ЦВК. Однако, исходя из заявлений руководства страны, выборы ожидаются осенью 2020 года.

 

Можно ли сейчас объединиться в ОТГ в составе четырёх сел? По какой процедуре? Какое минимальное время это займёт?

 

Можно. Но для этого нужно запускать всю процедуру сначала. По срокам отмечу, что при желании всех участников, максимальном сокращении всех сроков и упорной работе сотрудников и депутатов, вся процедура займет от 2,5 месяцев. Все зависит от настроения и желания.

Такая возможность есть благодаря тому, что законодатель дает граничные отрезки времени (30, 30 и 60 дней), в рамках которых должны проводиться слушания, занимающие основное время. При этом остается право выбирать, какой срок нужен – использовать все 30 или хватит и 5 дней. Об этом, кстати, сказано и в решении №731/216/17 Верховного Суда от 24.10.2018.

Новости по теме

Добавить комментарий