«Мусорный» опыт Европы

Начиная в своё время широкомасштабную кампанию за чистоту окружающей среды, Евросоюз не имел в этой сфере никакого опыта. Сегодня у Украины есть шанс использовать уже отработанные на практике приёмы борьбы с мусором, хорошо зарекомендовавшие себя в Европе.

 

Попытки наладить сколь-нибудь эффективную систему сбора и утилизации твёрдых бытовых отходов (ТБО) делались у нас неоднократно. Отучить население превращать пункты сбора мусора возле домов в банальные свалки несортированных отходов жизнедеятельности пока не увенчались особым успехом. По всей видимости, сейчас всем — и гражданам, и властям — не до мусора. Тем не менее проблема есть, и она рано или поздно встанет, что называется, ребром.

Как и во многом остальном, Украине следует не изобретать свой велосипед, а взять опыт тех стран, которые уже достигли в этом заметных успехов. Показательной в этом плане будет практика, наработанная ЕС, куда мы так стремимся попасть. Ничего сверхъестественного Европа не делает — всё рационально и понятно. Единственно, что процесс работы с мусором — это коллективная работа государства, производителей и потребителей продукции, которая неизбежно станет отходами в том или ином виде.

Итак, в мусорном вопросе ЕС использует пять простых приёмов, которые принесли очень хорошие результаты.

1 Раздельный сбор. Разделение мусора по его видам (стекло, пластик, пищевые отходы и т. п.)            необходимо сделать обычным и обязательным явлением для населения. Без этого построить эффективную систему сбора и переработки мусора невозможно. К примеру, в ЕС поставили задачу до 2030 года научиться собирать и сортировать практически все ТБО, чтобы их можно было утилизировать с возможностью дальнейшего использования в производственных циклах.

  1. Повышение ответственности изготовителей. Производитель продукции обязан отвечать не только за её безопасность и качество, но и за упаковку. Необходимо создать условия, при которых производители и импортёры товаров должны будут забирать и перерабатывать собранную потребителями упаковку. С этой целью в ЕС созданы так называемые организации расширенной ответственности производителей (РВВ). Они поддерживаются, в том числе и финансово, производителями и решают проблемы, возникающие при сборе отходов упаковочных материалов.
  2. Сбор упаковки — в руки частного бизнеса. Все организации по сбору упаковки должны работать по рыночным правилам и находиться в частных руках. Сегодня в ЕС только в Хорватии и Венгрии созданы госорганизации, занимающиеся сбором денег на утилизацию упаковки от производителей. В остальных же странах доминируют организации, учреждённые частными лицами и компаниями.
  3. Работа с населением. Необходимо всячески заинтересовывать и поощрять население на раздельный сбор. Как правило, в ЕС для этого используются финансовый и образовательный механизмы. Иными словами, за вывоз неразделённых отходов взимается немаленькая плата, а разделённых — нет. За вывоз последних платят специальные организации, которые финансируются производителями. К тому же большое значение имеет экологическое просвещение граждан, обучение правильной сортировке и т.п.
  4. Участие производителей и импортёров в организациях РВВ. В ЕС есть страны как с одной организацией РВВ, так и с несколькими. В этом случае им приходится конкурировать и создавать наиболее благоприятные условия для поощрения потребителей к сбору и сортировке упаковки и иных отходов.

Конечно, тот же опыт ЕС показывает, что находятся не менее 20 % людей, которые никогда не разделяют ТБО. Например, за 25 лет ФРГ достигла лишь 63 % уровня переработки ТБО, и неслучайно ЕС ставит задачу добиться хотя бы 85 %.

Трудно сказать, когда Украина достигнет каких-либо заметных успехов в борьбе с мусорным хаосом. Скорее всего, нескоро. Пока не решатся более насущные проблемы, мусорная так и будет плестись в хвосте. Но, как видно по печальному опыту Львова, в один «прекрасный» день она может резко переместиться на первые позиции, и не факт, что к ней окажутся готовы…

Александр Козка

Новости по теме

Добавить комментарий