Покупатель и администрация: кто прав?

Персонал современных магазинов привык навязывать покупателям свои правила. При этом мы зачастую не задумываемся, насколько эти требования законны. Юрист «Местной газеты» развенчивает основные мифы, сопровождающие наши походы в супермаркеты. Знайте свои права и защищайте их!

 

Миф № 1. Охранник может обыскать покупателя

Право обыскивать граждан есть только у полиции. Максимум, что может сделать охранник: задержать вас до приезда правоохранителей. Сотрудники ЧОПа могут это сделать, применяя спецсредства. И то гражданский арест возможен только в случае явного преступления, иначе за незаконное ограничение свободы покупателя им придётся нести ответственность. Так что обыскивать вас, требовать уплатить штраф, закрывать в каком-либо подсобном помещении охранники супермаркета права не имеют. Они могут вежливо попросить вас показать содержимое сумок, но не настаивать, если вы откажете. В случае конфликтной ситуации напомните охранникам об этом и вызывайте полицию, если возникли серьёзные разногласия.

 

Миф № 2. Все пакеты и сумки надо оставлять в камере хранения

Вы обязаны оставить в камере хранения только те товары и вещи, точные аналоги которых продаются в этом супермаркете. При этом, вопреки объявлению, которое обычно висит в магазинах, администрация несёт ответственность за оставленные вещи. Об этом гласят статьи 936 и 937 Гражданского кодекса Украины. С того момента, как вы взяли ключ с номерком, вы заключили с супермаркетом публичный договор хранения. Однако ценные вещи оставлять в ячейках всё-таки не стоит: в случае пропажи достаточно проблематично будет доказать, что они действительно у вас были.

 

Миф № 3. Разбитую бутылку или банку должен оплатить покупатель

Пока товар не куплен, он является собственностью магазина, — следовательно, магазин и несёт за него ответственность, — это  статья 323 Гражданского кодекса. Заставить вас платить за имущество супермаркета никто не вправе, даже если вы этот товар планировали купить и уронили, перекладывая на конвейерную ленту, или случайно зацепили что-то хрупкое, когда ходили между стеллажами. Согласно статье 17 часть 2 Закона «О защите прав потребителей» запрещено вынуждать покупателя приобретать ненужный ему товар. Если в магазине настаивают — вызывайте полицию, фиксируйте, а потом пусть супермаркет подаёт на вас в суд, где должен будет доказать, что товар вы разбили неслучайно.

 

Миф № 4. Нельзя вернуть испортившиеся продукты, если срок их употребления не истёк

Если есть основания считать, что продукты испорчены, их можно вернуть в магазин. Для этого нужен только чек. Супермаркет вернуть деньги обязан. Если администрация не соглашается, жалуйтесь в санэпидемстанцию, — только так, чтобы магазин не знал, а то испорченная партия может исчезнуть с прилавков. Если же продукт просрочен, но истёкшую дату хранения вы заметили только дома, — смело несите его обратно продавцу! Обычно супермаркеты не вступают в этом случае в споры: нарушение достаточно серьёзное, никто не будет рисковать из-за 10–20 грн.

 

Миф № 5. В супермаркете нельзя фотографировать

Такое правило противоречит Конституции, в 34-й статье которой сказано: каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно или любым другим способом на свой выбор. Это раз. И два: иногда предприниматели решают, что им можно всех снимать, а вам нельзя. Если в супермаркете установлены камеры, то любой запрет на съёмку для покупателей нарушает 21-ю статью Конституции, по которой все люди равны в достоинстве и правах. Ссылки при этом на некую «коммерческую тайну» — исключительно фантазии администрации. Никакой тайны в общественном месте, доступном для всех, быть не может.

Новости по теме

Добавить комментарий