ТОРГОВАЯ МАРКА: ЗАЩИЩАЕМ ПРАВА

Существует несколько типов защиты объектов интеллектуальной собственности: авторское право, право на товарный знак, патентное право,  коммерческая тайна и т.п. Их иногда достаточно сложно различать.

Авторское право – это права автора или коллектива авторов на оригинальное произведение. Эти права являются исключительными и включают право продажи для получения прибыли. Есть важное ограничение при применении авторского права. Оно защищает лишь материальное выражение идеи. В то время как коммерческая тайна может защищать оригинальную идею или методику.

Товарный знак защищает обозначение, независимо от того, в какой форме оно выступает: слово, имя, название или символ. Важно, что это обозначение используется владельцем для отличия конкретных выпускаемых товаров или оказываемых услуг.

Соответственно, авторское право и товарный знак защищают разные виды интеллектуальной собственности. Авторское право защищает оригинальные работы от копирования, причем существует временное ограничение, а товарный знак служит идентификатором источника товаров и защищает их репутацию на рынке, при этом не имеет срока давности.

Зарегистрированная торговая марка (товарный знак) подразумевает для производителя или исполнителя определенный объем правовой охраны для товаров и услуг, чтобы обеспечить их отличие и неповторимость. Являясь объектом интеллектуальной собственности, торговая марка предоставляет определенные личные неимущественные и имущественные права. Она становится визитной карточкой бизнеса. Потребитель запоминает какой-то рисунок или текст, который впоследствии вызывает у них ассоциативный ряд.

Внешний вид торговой марки, как правило, разрабатывается специалистами-дизайнерами и на начальном этапе они обладают неимущественными авторскими правами как на произведение изобразительного искусства. Однако если внешний вид торговой марки был изменен владельцем, в результате чего она отличается от первоначального варианта, то права ссылаться на дизайнера как автора у него нет, поскольку это может быть расценено как нанесение вреда репутации.

Регистрация торговой марки

Зафиксировав авторские права на blockchain, можно защитить интеллектуальную собственность и доказать авторство.

Следующий шаг –  регистрация торговой марки путем получения Свидетельства на знак для товаров и услуг (дальше – Свидетельство). Права, вытекающие из Свидетельства, действуют с даты подачи заявки, согласно положениям действующего законодательства. Но стоит учесть, что при отклонении заявки на регистрацию торговой марки, права на уже заявленную торговую марки отсутствуют.

Если собственник (юридическое или физическое лицо) успешно получил Свидетельство, он имеет достаточно широкий объем прав. Они состоят из права на использование / запрет использования торговой марки без согласия владельца, на передачу полного или частичного права собственности/права использования торговой марки на основании заключенного договора, использование своего знака одновременно или вместо знака производителей при осуществлении посреднической деятельности по договору с производителями, а также право проставлять рядом с торговой маркой предупредительную маркировку, что будет свидетельствовать о том, что знак зарегистрирован в Украине.

Право на использование торговой марки достаточно понимаемо. Владелец торговой марки имеет право наносить свой знак на товары, для которых знак зарегистрирован, включая нанесение на другие предметы, связанные с товаром (упаковка, этикетка и т.д.), или применять его вместе с услугами, предоставляемыми с целью предложения товаров и услуг к продаже. При этом владельцу также разрешается использовать торговую марку в деловой документации, рекламе и сети Интернет. Относительно права запрета использования торговой марки, существуют определенные исключения из правил. Так, владелец может запретить использовать знак без его согласия, но только в указанных в свидетельстве товаров и услуг. То есть, если торговая марка была зарегистрирована для производства определенного круга товаров, а состоялось ее применение в отношении другого вида (класса) товаров или услуг, в отношении которых знак не был зарегистрирован, владелец не имеет права запрещать использование торговой марки в данном случае.

Защита от путаницы

Важным моментом является степень сходности торговых марок. В соответствии с Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства, обозначение считается сходным настолько, что его можно спутать с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на отдельную разницу элементов. В то же время, Верховный Суд выразил свою уточняющую позицию по степени смешивания, соответственно которой основными элементами торговой марки являются графические, так как они создают общее впечатление для потребителей. Основным критерием смешивания торговых марок является их внешний вид, соответственно его желательно создавать уникальным, чтобы быть уверенным в успешности товара или услуг.

ПЕредача прав

Владельцы торговой марки имеют право передачи права собственности на знак для товаров и услуг, оно осуществляется на основании договора. Также они могут предоставлять права использования знака на основании лицензионного договора, или договора коммерческой концессии, который на практике чаще называют договором франчайзинга или франшизы. Эти оба права могут быть реализованы только в течение срока действия Свидетельства. Следует также помнить, что если владельцем свидетельства являются несколько человек, то все действия, связанные с передачей права собственности на знак и предоставлением лицензии, определяются соглашением между такими собственниками. Сейчас очень распространен такой вид договоров, как франчайзинг, предметом которых является использование торговой марки на определенной территории. И в отличие от лицензионного договора или договора о передаче права собственности на знак для товаров и услуг, договор франчайзинга не подлежит обязательной государственной регистрации.

Исходя из указанного, торговая марка предоставляет ее владельцам значительный объем прав, что обеспечивает должную защиту знаков отличия предоставляемых продукции или услуг.

 

Новости по теме

Добавить комментарий