Защита прав потребителей

В марте этого года Кабмин отменил книгу жалоб и предложений, опираясь на европейский опыт и практику. Пока неясно, как теперь защищать свои права и кто будет контролировать предприятия.

 

Раньше Книга жалоб и предложений была первой «инстанцией», если у потребителя возникали вопросы по качеству товаров или предоставляемых услуг. Запись обрабатывалась предприятием в течение 7 календарных дней, потребитель получал ответ. Если обращение игнорировалось или ответ не удовлетворял потребителя, следующим шагом было обращение в Госпотребслужбу.

Теперь государство предлагает следующий алгоритм действий, как альтернативу Книге жалоб и предложений. Первым делом нужно на месте обратиться к руководству с просьбой решить проблему, или оставить соответствующую запись на официальном сайте предприятия. Также потребитель имеет право обратиться за помощью к Госпотребслужбе. А если предыдущие механизмы не дали эффекта, можно обратиться с соответствующим заявлением в суд. Процедура защиты прав потребителей будет действовать на основании Закона Украины «Об обращениях граждан». С соответствующим заявлением на имя директора надо обращаться к руководству учреждения, оставив копию себе. Получить ответ по почте потребитель сможет в течение 30 календарных дней.

 

Сначала продавец

Первое и основное — это обращение к продавцу с требованиями возврата денег за некачественный товар или услугу. Конечно, существует вероятность, что вам откажут в возврате по ряду причин. К примеру, истёк гарантийный срок на товар. Предъявлять свои требования к продавцу нужно до истечения гарантийного срока, указанного в документах на товар.

Если гарантийный срок в документах на товар не указан, то применяются гарантийные сроки, установленные законом: для большинства товаров — 2 года с момента передачи товара; для строительных объектов — 10 лет.

 

Необязательно, но эффективно

Второе действие: подача жалобы в Государственную службу по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей. Это необязательный пункт, но он может быть эффективным, если вы хотите наказать недобросовестного продавца. К примеру, за продажу просроченного товара законом Украины «О защите прав потребителей» предусмотрен штраф для продавца. Его размер —  200 % стоимости партии товара, которая осталась для продажи, но не менее 5 необлагаемых минимумов доходов граждан. Взыскать такой штраф может Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей.

Поэтому, если вы купили просроченный продовольственный товар, а продавец отказывается возвращать деньги, вы можете написать жалобу в территориальное отделение этой госслужбы. Потребуйте провести проверку продавца, наложить на него штраф и обязать удовлетворить ваши требования. Жалобу можно подать по месту нахождения продавца и покупки товара, и по месту своего жительства. Рассмотреть вашу жалобу и дать ответ должны в течение 30 дней.

 

Обращение в суд

Третье действие — обращение в суд с иском. Здесь есть немало нюансов. Например, особенность судебных дел по защите прав потребителей состоит в том, что за подачу иска не нужно платить судебный сбор. Также иск о причинении морального вреда и его компенсации, согласно с судебной практикой, можно подать как по месту нахождения продавца, так и по месту своего проживания или по месту покупки товара. В иске обязательно нужно определиться с окончательным требованием к продавцу в зависимости от того, какой именно недостаток в товаре вы нашли.

Обычно само знание порядка, как действовать и в какие инстанции обращаться, уже может сослужить хорошую службу. Бывали случаи, когда продавцы не хотели возвращать деньги за некачественный товар. Однако, после слов о том, что покупатель готов жаловаться в соответствующие инстанции, они меняли своё поведение. Главное, будьте спокойны, уверены в себе и не бойтесь отстаивать свои права, ведь закон на вашей стороне.

 

Новости по теме

Добавить комментарий