Город – театр: дома – декорации, люди – актеры. По сцене социалистического Ленинграда несколько десятилетий прогуливался персонаж, которого на улицах узнавали, но не все знали его имя и фамилию. Он был актёром этого города, и он же строил декорации. Речь о замечательном архитекторе Евгении Адольфовиче Левинсоне.
Евгений Адольфович Левинсон родился 7(19) октября 1894 года в Одессе. В 1914 году закончил реальное училище Черняева в Петербурге и в 1915 году поступил в Институт гражданских инженеров на архитектурный факультет.
Выбор профессии не был случайным. С раннего детства Евгений Левинсон увлекался искусством, брал уроки живописи и рисунка у художника И. Г. Дроздова (ученика И. Е. Репина), учился лепке у художника С. В. Аверкиева.
В 1916 году студент Левинсон был мобилизован и зачислен в запасной батальон 180-го пехотного полка, где в полковом театре работал художником-декоратором. Батальон представлял собой одну из революционных военных частей Петрограда и сыграл немалую роль в формировании гражданского самосознания молодого художника. Сохранившиеся работы первых послереволюционных лет (политические плакаты, карикатуры в газетах, книжная графика) ярко отражают настроение художника.
С 1918 по 1923 год Левинсон работает художником-декоратором в театрах Одессы: в Театре революционной сатиры («Теревсате») и в театре «Искусство и труд». Оформляет интерьеры 1-го Малого гостеатра и «Теревсата».
В 1924 году Левинсон вернулся в Ленинград и поступил в Академию художеств на архитектурный факультет, где учился у И. А. Фомина и В. А. Щуко. В 1927 году он закончил Академию с отличием, и в этом же году начал свою практическую деятельность архитектора в «Стройкоме».
Выходом молодых архитекторов на широкую арену тогда являлись конкурсы. Одним из первых конкурсов, в котором участвовал Левинсон (в соавторстве с Н. А. Троцким), был проект Дома Правительства Бурят-Монгольской АССР в Улан-Удэ, получивший вторую премию (1928). В 1929 году совместно с И. И. Фоминым он участвовал в конкурсе на проект рабочего жилгородка «Ленинградский печатник» на площади Революции в Ленинграде, получив первую премию. Эта работа положила начало многолетней совместной творческой деятельности этих двух крупных мастеров, бывших друзьями до конца жизни.
С 1932 года Левинсон и Фомин возглавляют 3-ю архитектурно-планировочную мастерскую треста «Ленпроект», сформированного на базе «Стройкома». Мастерская становится школой для молодых архитекторов. Многие из них впоследствии стали мастерами советской архитектуры.
Евгений Адольфович активно работает в самых различных областях архитектуры: планировке городов и жилых районов, проектировании и строительстве жилых домов, общественных и административных зданий. Среди них следует отметить: конкурсный проект планировки и застройки города Новый Мурманск (первая премия, частично реализован в 1930 г.), конкурсный проект жилмассива Союза совторгслужащих на Кировском проспекте в Ленинграде (первая премия), проект жилкомбината треста «Соц-строй» на Песочной набережной в Ленинграде (частично реализован в 1930-1936 гг.), конкурсный проект Дворца культуры им. Ленсовета в Ленинграде (первая премия, осуществлен, работы эти выполнялись совместно с архитекторами А. М. Соколовым, В. Ф. Твелькмейером, В. О. Мунцем).
Левинсон со скульптором М. Г. Манизером воздвигают памятники Т. Г. Шевченко в городах Киеве и Каневе (1938-1939).
Творческая деятельность Левинсона многопланова. Решая градостроительные задачи, уделяя много внимания массовому жилищному строительству, он не оставляет темы увековечения памяти героев Великой Отечественной войны. Среди работ — Пискаревское мемориальное кладбище, ансамбль создан в соавторстве с архитектором А. В. Васильевым и скульпторами В. В. Исаевой и Р. К. Тауритом (1947—1960).
В последние годы своей жизни Левинсон активно работает и, возглавляя различные коллективы ленинградских архитекторов, выполняет проект планировки Южно-Приморского парка им. В. И. Ленина в Ленинграде, проект Дворца культуры завода им. В. И. Ленина в Невском районе, проект гостиницы «Советская» на Лермонтовском проспекте, Дом мод на Кировском проспекте.
Помимо непосредственной практической деятельности Левинсон вел педагогическую работу: в ЛИСИ, в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.
В 1946 году Е. А. Левинсону была присуждена ученая степень доктора архитектуры, а в 1947 году он был утвержден в звании профессора.
Художник яркой индивидуальности, до самозабвения влюбленный в искусство, Левинсон всю свою жизнь отдал труду. Его работы всегда были произведениями, созвучными эпохе.
Человек неиссякаемой творческой энергии, Евгений Адольфович Левинсон, уже будучи смертельно больным, не оставлял карандаша. В последние дни своей жизни он работал над проектом памятника А. М. Горькому в Ленинграде (скульпторы В. В. Исаева и М. Р. Габбе, установлен в 1968 г.).
Источник: books.totalarch.com/masters_of_soviet_architecture_about_architecture_vol_2