Художник-авангардист, педагог, философ и теоретик искусства Малевич Казимир Северинович неизменно входит в список самых противоречивых художников. В мире существует только два полотна, которые даже далекие от искусства люди узнают безошибочно — это «Джоконда» Леонардо да Винчи и картина «Черный квадрат» авторства Казимира Малевича. Автор последней картины родился и взрослел в Украине. За свою жизнь художник творил в разных направлениях изобразительного искусства. Начав путь в искусстве с натурализма, Малевич впоследствии пробовал импрессионизм, футуризм и кубизм. Малевич является основателем супрематизма, одного из первых проявлений абстракционизма в новейшей истории человечества. Созданный художником жанр можно с уверенностью назвать уникальным явлением в изобразительном искусстве. В основу супрематизма легли геометрические фигуры.
Казимир Малевич родился 23 февраля 1879 года в Киеве, был старшим из 14 детей. Его родители были потомственными дворянами, отец — поляк, работал директором сахарных заводов, мать — украинка из Полтавской области, в замужестве стала домохозяйкой. До 17 лет вместе с родителями проживал в населенных пунктах, известных размещением в них небольших сахарных заводов. В течение всей последующей жизни Малевич подчеркивал, что художественное видение мира в нем сформировало украинское село.
В 1895-96 году Малевич посещал Киевскую художественную школу Мурашко, где учился в классе педагога Пимоненко.
С 1896 по 1904 художник постоянно жил в Курске. Все свободное время художник посвящает живописи. В городе он даже организует небольшой кружок. Но работая чертежником, уделять много времени любимому занятию художник не может.
Решение серьезно заняться искусством заставляет Малевича сменить место жительства. После переезда в 1906 году отдельно от семьи в Москву он несколько раз пытается вступить в Московское училище живописи. Попытки оказались неудачными, но молодой художник попадает в круг единомышленников. В Москве Малевич посещал занятия Федора Рерберга, познакомился с Василием Кандинским, известным также как основатель абстракционизма. Именно Кандинский принял молодого художника в творческую группу «Бубновый валет».
В 1907 году с работами Малевича знакомится широкая публика. Он демонстрировал свои картины в рамках XIV выставки Московского товарищества художников. Затем в 1910 году полотна живописца представлены на первой выставке «Бубновый валет». В декабре 1913 года в «Луна-парке» Санкт-Петербурга состоялись 2 представления оперы «Победа над Солнцем», автором декораций для которой выступил Малевич.
1 января 1916 принято считать точкой отсчета в истории супрематизма. Тогда в рамках экспозиции «0,10» в Петрограде публике были продемонстрированы 39 полотен Малевича, объединенных общим названием «Супрематизм живописи». Среди картин публике впервые показан знаменитый «Черный квадрат». На этой же выставке были представлены и другие полотна художника — «Черный крест», «Черные квадраты на белом фоне», «Красный квадрат».
Постепенно идеи Малевича приобретают все большую популярность. В 1916 году он создает общество «Супремус», живописец занимается подготовкой к изданию журнала с одноименным названием.
После демобилизации из армии в ноябре 1917 года Военно-революционным комитетом в Москве Малевич назначен комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей. Среди прочего в обязанности комиссии входило обеспечение сохранности ценностей Кремля.
Вскоре Марк Шагал, не менее известный представитель эпохи, приглашает художника в Витебск, где Малевич имеет возможность применить на практике свои педагогические инновации.
Со временем вокруг Малевича собралась группа соратников, поклонников и учеников, которые именовали себя УНОВИС — «Утвердители нового искусства».
В Витебский период (1919-1922 годы) живописец руководил художественной мастерской в Народном художественном училище, которое возглавлял Марк Шагал. Параллельно с педагогической деятельностью в Витебске Малевич работает над философскими и теоретическими трудами. В свет выходит его брошюра «Бог не сброшен. Искусство, церковь, фабрика». В 1919 году также опубликована теоретическая работа Малевича «О новых системах в искусстве». Труд «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой» живописец называет главной в своей жизни.
Также этим периодом датированы первые эксперименты Малевича в архитектуре.
Из-за большей открытости Москвы к авангардным веяниям живописец вскоре оставляет Витебск. В российской столице публика действительно лучше воспринимает авангард, но за художником начинает внимательно следить власть. И когда в 1927 г. живописца пригласили в Киевский художественный институт, он с радостью вернулся на родину, где до 1930 года преподавал на педагогическом факультете. Среди учеников Малевича такие художники, как Виктор Пальмов, Александр Богомазов, Лев Крамаренко и другие.
Увлекался в свое время Малевич также другими элементами народного творчества, в числе которых вышивка. Художник не только сам вышивал, но и создавал эскизы, по которым затем мастера народного промысла делали вышивки. Вышитые шарфики, подушки, платки и скатерти, созданные в селе Вербовка на Киевщине, потом продавались в Киеве, Москве и Берлине.
В 1930 году произведения художника демонстрировались зрителям из Берлина и Вены, работала выставка в Киеве, ранее полотна художника экспонировались во многих других городах европейских стран. Перед началом нового учебного года в 1930 году художника увольняют из института из-за отсутствия партбилета и вскоре вскоре после этого Малевича арестовывает НКВД. ОГПУ называет живописца «немецким шпионом». Для получения признаний в Малевича применяются пытки. В декабря 1930 года художником освобождают из заключения, но уже существенно подорванным здоровьем.
После «пристального внимания» со стороны силовых структур часто демонстрировать свои картины на выставках Малевич не мог, а из экспозиции юбилейной выставки «Художники СССР за 15 лет» был изъят «Черный квадрат».
В 1933 году здоровье художника резко ухудшается, у него диагностируют рак. От онкологического заболевания 15 мая 1935 художник умер.
В Украине работ Малевича не много. Последний автопортрет сохраняется в частной коллекции в Киеве.
http://heroes.profi-forex.org/ua/malevich-kazimir-severinovich