С 1 апреля 2017 года в Украине работает правительственная программа «Доступные лекарства». Ежегодно перечень препаратов, включенных в программу, расширяется.
Как можно получить бесплатные лекарства?
С 1 апреля 2019 года медикаменты по программе «Доступные лекарства» можно получить только по электронному рецепту, выписанному семейными врачами, терапевтами и педиатрами через электронную систему здравоохранения.
Шаг 1. Необходимо записаться на приём к семейному врачу, терапевту или педиатру, с которым подписана декларация. Без декларации воспользоваться программой «Доступные лекарства» невозможно. При наличии хронического или затяжного заболевания или необходимости продолжения лечения по предварительно установленному диагнозу и схеме лечения при обращении пациента средствами телекоммуникационной связи врач имеет право выписать рецепт без проведения личного приема пациента.
Шаг 2. Врач проводит прием и выписывает электронный рецепт.
Шаг 3. При выписке электронного рецепта врач вместе с пациентом проверяют актуальность номера мобильного телефона, указанного в декларации. Врач должен назвать код мобильного оператора и последние цифры номера. В случае, если номер телефона не принадлежит пациенту или у пациента изменился номер телефона, информацию об этом нужно обновить.
Шаг 4. После проверки телефонного номера врач выписывает э-рецепт в электронной системе здравоохранения.
Шаг 5. На мобильный телефон пациента приходит СМС с уникальным номером рецепта и кодом подтверждения для получения лекарства в аптеке. Содержание СМС: «Ваш рецепт: ХХХХ-ХХХХ-ХХХХ-ХХХХ. Код подтверждения: ХХХХ». Пациентам, которые не пользуются телефоном, а их декларация заключена без телефона, врач выпишет э-рецепт и сразу напечатает его пациенту в виде информационной памятки. Она содержит номер рецепта и код подтверждения, а также информацию о выписанном лекарстве и способе его применения. Пациентам, которым пришло СМС на телефон, по их просьбе врач также может напечатать этот рецепт в виде информационной памятки.
Шаг 6. Пациент идет в любую аптеку, участвующую в программе «Доступные лекарства». Список аптек можно посмотреть на сайте НСЗУ https://bit.ly/3eKd86S
Шаг 7. В аптеке пациент уведомляет работника аптеки 16-значный номер рецепта: диктует устно, предоставляет напечатанную информационную памятку или записку с выписанным на нее номером рецепта, показывает включенный экран своего телефона с открытым СМС.
Шаг 8. Фармацевт предлагает пациенту лекарственные средства по выбору – сначала безвозмездные, а затем с доплатой.
Шаг 9. Пациент должен убедиться: есть ли в наличии именно то торговое наименование лекарственного средства и производства, которое желает получить пациент? Количество лекарственного средства предложено в полном объеме? Будет ли доплата за выбранное лекарственное средство и в каком размере? Если да, согласен ли пациент доплачивать такую сумму? Важно! Если ответ на один или несколько приведенных выше вопросов «нет», то пациент не должен называть или показывать фармацевту 4-значный код подтверждения.
Шаг 10. Если пациента все устраивает, он называет код подтверждения, если необходимо, производит доплату, а фармацевтический работник накладывает электронную подпись. Рецепт погашен. После этого пациент получает лекарство. Если в аптеке нет именно того лекарственного средства, которое желает получить пациент, он не называет код подтверждения рецепта и имеет возможность обратиться в другую аптеку. Или заказать лекарственное средство, которое отсутствует в аптеке в момент обращения пациента.