Сферу обслуживания обязали перейти на украинский язык: какие изменения ждать предприятиям
В Украине вскоре вся сфера услуг будет обязана перейти на государственный язык. Такое требование прописано в ст. 30 закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». Соответствующий документ вступил в силу еще в июле прошлого года, однако некоторые его нормы начали действовать не сразу, так как для этого был предусмотрен переходный период.
Предприятиям было предоставлено 18 месяцев, чтобы подготовиться к изменениям, С 16 января 2021 года предприятия будут обслуживать потребителей на украинском языке.
НА КАКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ИЗМЕНЕНИЯ?
Статья 30 определяет, что норма относительно государственного языка в сфере обслуживания потребителей распространяется на:
предприятия, учреждения и организации всех форм собственности;
частных предпринимателей;
другие субъекты хозяйствования, которые обслуживают потребителей;
в том числе интернет-магазины.
То есть, действие закона распространяется на магазины, супермаркеты, заведения развлекательной деятельности, заведения питания и любые другие заведения, обслуживающие потребителей, на учреждения, оказывающие образовательные, социальные услуги, осуществляющие медицинское обслуживание и т.д.
НА КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ИЗМЕНЕНИЯ?
Новые правила касаются обслуживания и предоставления информации о товарах и услугах (в ценниках, инструкциях, технических характеристиках, маркировке, билетах, меню и т.д.). Субъект электронной коммерции, зарегистрированный в Украине, во время своей деятельности и в случае распространения коммерческого электронного сообщения также обязан обеспечить предоставление всей информации, определенной Законом Украины «Об электронной коммерции», в т.ч. относительно предмета электронного договора, на государственном языке.
Производители (исполнители, продавцы), предоставляя потребителям информацию об изделиях (товарах), работы или услуги на государственном языке, могут ее дублировать на любой другой язык, при этом объем информации на государственном языке не может быть меньше обязательного объема информации в соответствии с требованиями, установленными в Законе Украины «О защите прав потребителей».
К такой информации относятся:
название товара;
данные об основных свойствах товаров (работ, услуг), а относительно продуктов питания — о составе (включая перечень использованной в процессе их изготовления сырья, в том числе пищевых добавок), номинальное количество (массу, объем и т.п.), пищевую и энергетическую ценность, условия использования и предостережения относительно употребления их отдельными категориями потребителей, а также другую информацию, которая распространяется на конкретный продукт;
сведения о содержании вредных для здоровья веществ в сравнении с требованиями нормативно-правовых актов и нормативных документов, а также противопоказания по применению;
отметка о применении генной инженерии при изготовлении товаров;
данные о цене (тарифе), условиях и правилах приобретения товаров (выполнения работ, оказания услуг);
дата изготовления;
сведения об условиях хранения;
гарантийные обязательства производителя (исполнителя);
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
срок годности (срок службы) товара (результатов работы), сведения о необходимых действиях потребителя после их окончания, а также о возможных последствиях в случае невыполнения этих действий;
наименование и адрес изготовителя (исполнителя, продавца) и предприятия, осуществляющего функции по принятию претензий от потребителя, производящего ремонт и техническое обслуживание;
если товары (работы, услуги) подлежат обязательной сертификации, должна предоставляться информация об их сертификации;
в отношении товаров (работ, услуг), которые при определенных условиях могут быть опасными для жизни, здоровья потребителя и его имущества, информация о таких товарах и возможных последствиях их влияния.
В информации об изделиях (товарах), работах или услугах, предоставленной на государственном языке, допускается использование слов, сокращений, аббревиатур и обозначений на английском языке и/или с использованием букв латинского и/или греческого алфавитов.
ЧТО ДЕЛАТЬ С РУССКОЯЗЫЧНЫМИ ВЕРСИЯМИ САЙТОВ?
В Законе предусмотрено, что обслуживание на государственном языке осуществляется в том числе через интернет- магазины и интернет-каталоги. Но информацию, изложенную на государственном языке, можно дублировать на других языках.
Поэтому вы можете оставить возможность переключаться на русскоязычную версию сайта, но эта информация должна быть доступной в украиноязычной версии сайта.
ЕСТЬ ЛИ ИСКЛЮЧЕНИЯ?
В законе прописан единственный возможный случай, когда персональное обслуживание может осуществляться на другом языке — если сам клиент об этом попросит.
Может ли потребитель пожаловаться, если его отказываются обслуживать на украинском?
Если у потребителя появляется необходимость просить вас обслуживать на украинском языке, это фактически означает, что вы нарушаете Закон.
Потребитель может обратиться к работнику предприятия с просьбой обслуживать его на украинском языке, к администратору или высшему руководящему должностному лицу — с просьбой исправить ситуацию. Потребитель также может составить жалобу на имя Уполномоченного по защите государственного языка, отправить ее в письменном виде или по электронной почте на адрес Уполномоченного.
ЧТО ГРОЗИТ НАРУШИТЕЛЯМ?
Согласно ст. 57 закона сразу штрафовать никого не будут. Изначально представителю сферы обслуживания объявят предупреждение с требованием устранить нарушение в течение 30 дней.
В случае повторного нарушения в течение года составляется протокол, на основании которого языковой омбудсмен выносит постановление о наложении штрафа в размере от 300 до 400 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 5 100 – 6 800 грн).
Нарушитель обязан оплатить штраф в течение 15 дней после получения соответствующего постановления (об этом в течение 3 дней он должен письменно уведомить Уполномоченного, указав номер и дату платежного поручения).
Также субъект хозяйствования имеет право обжаловать постановление в суде. В случае проигрыша штраф необходимо заплатить не позднее чем через 15 дней после уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения.
Возможность штрафовать нарушителей власти могут получить только в 2022 году.